ВЕЛИКАЯ СОФИЯ

Размещено Фев 16, 2017 в Новости | 0 комментариев

Храм Премудрости Божией

Православное богослужение не может обрести полноту без храма, без этого места особого присутствия Божьего. Любой человек, хотя бы раз заходивший в православный храм, скажет, что это место отличается от других. Это не клуб, это не рынок, это не автобусная станция, не театр и не музей. Это место обладает неким свойством, отличным от всего того, что предлагает нам окружающая нас повседневность.  Оно – свято.  Вписываясь в архитектуру

София, Константинопольская, Византия, Собор

Рис. 1 Храм святой Софии в Константинополе

окружающих городских построек, Храм напоминает нам не только о нашей конфессиональной принадлежности. Он говорит нам о Боге, о нашей вере, он вещает об истории нашей страны, телесных и духовных подвигах наших предков, о страданиях и войнах, о сонме прославленных святых. И, самое главное – Храм, сам будучи местом святым,  призывает нас жить свято. Для чего?

В зимнем есть дата, интересная для нас – 27 декабря. Этим числом значится день освящения Константинопольским патриархом Миной самого главного храма православного мира – Собора Софии Константинопольской.

 

София, Визвнтия, Собор, Константинополь

Рис.2. Собор Св. Софии в разрезе

Первая постройка кафедрального собора византийской столицы относится ко времени Константина Великого — к IV веку. Однако, в 404 году храм погиб в пожаре. После, уже при Юстиниане I , был построен следующий храм, но также погиб в пожаре восстания «Ника». Тогда великий император задался целью построить самый большой и величественный храм Империи. Этот колоссальное сооружение было возведено всего лишь за 5(!) лет. Храм представляет собой базилику в классическом ее исполнении.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. «…И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви» — передает свои впечатления русский паломник Антоний Новгородец, совершивший в XI веке путешествие в Святой Град.

Действительно, величие этого сооружения, его убранство, поражает своим великолепием и гармонией. Чего стоит только один безопорный купол 32-метрового диаметра, возведенный на высоту 55 метров гениальными архитекторами Исидором Милетским и Анфимием Тралльским. Глядя на купол, невольно наполняешься ощущением что купол «прибит прямо к Небу невидимыми гвоздями».

Проблема возведения данного архитектурного элемента была решена оригинальным образом: главный купол поставили  на два полукупола, которые ниспадают немного ниже. Полукуполы принимают статическую нагрузку от главного купола, и затем её передают на более мелкие сегменты-«четвертькупола», которые затем опираются на колонны и стены. Такая задача в сооружении зданий была решена впервые в истории именно в ходе постройки Софии. Поэтому никто не мог побить данный рекорд  по величине и объему более 1000 лет, до собора Св. Петра в Риме (1626 год).   Благодаря такой архитектурной целостности внутреннее пространство Софии воспринимается как нечто грандиозное и единое.
Особого внимания заслуживает то, как размещены окна в храме. В свете восходящего солнца лучи проникают в полутемное пространство собора и пронизывают его в разных направлениях под разным углом, затем они медленно меняют свою конфигурацию внутри объема храма.

Собор, Храм, София, Премудрость, константинополь, Византия

Рис.3. Внутреннее убранство

 

Это придаёт пространству Святой Софии мистические, неземные свойства. Этот уникальный эффект сознательно рассчитывался при строительстве, и чтобы он был наиболее впечатлительным — после постройки экспериментировали с окнами, ослабляя освещение, расчленяя окна на очень мелкие сегменты и заделывая ряд боковых и апсидных окон.

Что касается внутреннего убранства Великой Софии и её фресок, то здесь оказали влияние несколько факторов.  Во первых, крестоносцы, разорившие Храм во время взятия Константинополя в 1204 году. После взятия города началось массовое мародёрство. Около 2 тыс. человек было убито в первые дни после захвата. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Пострадала и София – выло ободрано и выкорчевано все, что имело в своем составе драгметаллы и прочие дорогие украшения. Более 50 лет латиняне караванами вывозили с востока Империи драгоценности и произведения искусства, которые потом заполнили западные музеи. Эта участь не минула и святынь Константинополя. В частности Плащаница Господня, известная ныне как Туринская, была вывезена из Храма Святой Софии.

Алтарь, Туринская Плащаница, Престол, Туркократия, София, Премудрость, Храм, Собор, Кистантинополь, Византия

Рис.4. Алтарная часть. Здесь хранилась Плащаница Господня.

Во-вторых, после взятия византийской столицы турками в 1453 году, последние превратили храм в мечеть. В соответствии с мусульманскими канонами почти все фрески были сбиты, остался только орнамент. Ничтожная часть изображений была замазана, благодаря чему она сохранилась. Так, например, сейчас можно видеть изображения Божией Матери с Богомладенцем  в алтарной части, херувимов под купольной частью и фрески с некоторыми святыми на втором ярусе базилики.

В современном состоянии Храм Святой Софии – это музей, посетить который может любой желающий. Поистине перед глазами посетителей этого святого места пролетает история великого государства Византийской Империи: его зарождение при Константине Великом, расцвет при Юстиниане Великом, разложение и разорение,  латинская экспансия; и полное падение от сабли турецких завоевателей.      Многие предметы храма рассказывают об этих событиях, например, отпечатки императорского трона, где восседал правитель во время богослужений, во время проведения вселенских соборов. Также – императорские ворота, через которые позволялось входить в храм только членам правящей династии. В том числе т.н. «Пуп земли»  — место посреди храма, где производили помазание на царство. Здесь же есть место захоронения Энрико Дандоло, который  руководил взятием Константинополя в 1204-м. Ну и турецкое присутствие, в числе прочего,  обозначено  огромными щитами под главным куполом с именами пророка Мухаммеда и первых четырех халифов.

При просмотре всего этого у православного верующего христианина возникает один вопрос – почему?  Почему такое место было подвержено поруганию, почему погибла величайшая в истории человечества империя?…  Рамки данной статьи не вместят размышлений на эту тему. Для этого необходимо изучить историю Восточно-римской империи, или, хотя бы для начала, посмотреть документальный фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи». Из изученного материала станет ясно, что угасание Империи связано было с отступлением византийцев от Бога, падением нравственности, борьбой за власть. Сами константинопольцы накликали крестоносцев на свою голову в 1204 году, они же и были виноваты в том, что не смогли дать достойный отпор турецкому войску под предводительством Мехмеда II в 1453 г.

Арабы, вязь, купол, константинополь, византия, софия, премудрость, собор, храм

Рис.5. Щиты с арабской вязью.

 

Лицезрение Храма св. Софии в Константинополе – этого святого места, несущего в себе историю взлета и падения — вместе с восхищенными духовными переживаниями  вселяет некоторую тревогу в сердце верующего человека. В каждом нашем городе есть храм, или даже несколько храмов. В этих храмах регулярно совершаются богослужения, произносятся проповеди, в которых священники призывают людей жить свято и благочестиво, причащаться Святых Христовых Тайн и любить Бога, Ближнего и свое Отечество. Однако, не будем лицемерными, и признаем, что христиан мало, а окружающее нас светское стремление к комфорту, земному благополучию, подмене понятий о добре и зле, старается отторгнуть  нас от духовных реалий все дальше и дальше. Возникает вопрос, на который каждый сам для себя должен дать ответ, хотя бы чисто теоретически – не может ли с нами случиться то, что случилось с Собором, названным в честь Премудрости Божией, и Великой Византийской Империей?…

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели